Дом Творчества Композиторов "Руза"
Профессор МГК им.П.И Чайковского
доктор искусствоведения
Елена Борисовна Долинская
Среди мест, где развивалась отечественная музыкальная культура ХХ столетия, особое место занимает Дом творчества композиторов «Руза». Как Санкт-Петербург не может существовать без своих пригородных очагов творчества – Репина и Комарова, так Москва немыслима без Старой Рузы, Малеевки, Переделкино…
Старинный тихий городок Руза – место исторически примечательное. По преданию в Рузе родился основатель Москвы Иван Калита. Рузой владел Дмитрий Донской, а после его смерти – Юрий Звенигородский. Шли столетия, и окрестности маленького провинциального городка неизменно привлекали тихой красотой своей природы.
Еще до Великой Отечественной войны творческой интеллигенции СССР была выделена огромная территория в живописном месте на левом берегу Москвы-реки под строительство домов творчества.
И тех, кто хотел бы делить досуг с творчеством в этом удивительном природном заповеднике, оказалось немало – композиторы, писатели и актёры. Писатели облюбовали «Малеевку», а композиторы с актерами обосновались в Старой Рузе, где ближайшим населенным пунктом оказалась маленькая деревня с заброшенным сельским кладбищем и часовней. Внизу текла чистая и прозрачная река Москва.
В предвоенном 1940-м году среди густого леса возникли первые три каменные дачи. В них поселились А. Хачатурян, Ю. Шапорин с семьей и А.Чемберджи. Добираться сюда в то далекое время было сложно. Т. Хренников вспоминал: «Ехать в Старую Рузу нужно было на паровике до Дорохово. От Дорохово – либо на попутной машине, либо на подводе. Моста не было – к Старой Рузе переправлялись на пароме. Глушь несусветная…».
В 1941 году композиторской «Рузы» не стало. Шла война. В рузском районе были особенно кровопролитные бои. Сразу после войны ДТК возродился. Елена Фабиановна Гнесина трижды побывала в ДТК в возрасте 89 - 91 лет и посвятила «Рузе» такие поэтические строки:
О «Руза» милая, зачем,
Зачем тебя я поздно так узнала!
Не знала я, увы! О прелести твоей,
Иначе ты давно моей бы стала!
Жалеть уж поздно, но мечтать могу:
Ещё хоть раз, хоть в 90 лет, приехать,
Снова в «Рузу», но вместе с «Музой».
ДТК «Руза» строился в коммунистические времена как творческая лаборатория, в которой вырабатывалась идея «музыкального коммунизма», новый стиль жизни и общения.
Центром жизни здесь являлась столовая, где протекало всё «светское» общение, в общем-то, занятых людей. Ту, первую столовую особенно любили. Это был длинный одноэтажный барак, разросшийся с течением времени за счёт пристроенной по всей его длине террасы, тамбура с гардеробом и каких-то помещений для кухонного царства.
В столовой сверкали накрахмаленные скатерти, на каждом столике стояло блюдо и на нем – разные чудеса выпечки, которыми славились кулинары «Рузы». К дням рождения музыкантов им пеклись персональные торты. На старинном купеческом серванте из темного дерева громоздились стаканы в мельхиоровых подстаканниках и два самовара. Один из них до сих пор стоит в современной столовой.
«Руза» никогда не существовала без спорта. Зимой – лыжи и каток, который заливали на теннисном корте. Летом любили играть в теннис, в волейбол. Широко популярной была лодочная станция с прекрасным пляжем и купальнями. Путешествия по Москве-реке вверх к «устью» составляло необходимый ритуал. Назад по течению плыли быстро, легко скользя по зеркалу воды с белыми лилиями и желтыми кувшинками.
«Руза» была государством в государстве. С годами ДТК настолько расширился и обустроился, что стал функционировать как очаг «музыкального коммунизма». В каждой даче стоял не только рояль, но и звуковоспроизводящая аппаратура.
Был создан пионерский лагерь имени Р. Глиэра и прекрасный пансионат. Мечтали построить Дом для композиторов преклонного возраста. Гостеприимный ДТК широко открывал свои двери поэтам, писателям (соавторам композиторов), режиссерам и исполнителям. Жаловали «Рузу» своим вниманием Рубен Симонов, Святослав Рихтер, Александр Галич, Лев Ошанин, Евгений Светланов, Ирина Архипова, Даниил Шафран, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Владимир Крайнев…
Бурно шло творческое общение разных деятелей искусств. Сюда приезжали поэты, режиссеры, частенько заходили актеры из соседнего Дома творчества «ВТО» и литераторы из Дома творчества «Малеевка»: Юрий Любимов, Петр Фоменко, Евгений Симонов, Григорий Александров, Игорь Шаферан, Юрий Визбор, Александр Твардовский…
Была замечательная традиция – привозить в «Рузу» перед крупным конкурсом исполнительскую молодёжь (пианистов, струнников, вокалистов) вместе с мэтрами–наставниками, которые наводили нужный «блеск» на конкурсные программы. Например, в 1958 году к Первому международному конкурсу имени П. И. Чайковского здесь готовились Лев Власенко и Ван Клиберн под руководством профессора Я. В. Флиера.
С 50-х по 80-е годы «Руза» функционировала как крупный центр отечественной культуры. «Руза» жила как большая творческая семья, где все были вместе – композиторы и музыковеды, выдающиеся исполнители, персонал и даже домашние животные, привозить которых никогда не запрещалось.
Уникальна фундаментальная библиотека «Рузы». Собиравшаяся многие десятилетия, она ныне пополнена коллекцией ДТК «Иваново». Библиотека сохранилась в полном объеме и ныне представляет собой одно из ценнейших музыкальных собраний. В ней широко представлены автографы и раритеты, современная музыкальная литература и классика. Поражает количество книг и нот издания XIX века, как отечественных, так и зарубежных. Сохранились прижизненные издания сочинений Пушкина, Лермонтова, Достоевского.
На полках можно встретить отдельные тома из собраний сочинений Шекспира, Шиллера, Байрона (1901 и 1906 гг. издания), книги, рассказывающие об Отечественно Войне 1812 года. Десятилетиями здесь собиралась коллекция музыкальных журналов — «Советская музыка» («Музыкальная академия»), «Музыкальная жизнь».
Уникально собрание книг и партитур, написанных в «Рузе». Все — с автографами авторов. Ныне они стали библиографической редкостью. На книгах, нотах и пластинках можно встретить автографы А. Лядова, Н. Рославца, В. Шебалина, Э. Денисова, А. Островского и многих других выдающихся деятелей отечественной культуры.
По изданиям нот библиотеки «Рузы» можно проследить эволюцию отечественных музыкальных издательств: от скоропечати – электропечати П. Юргенсона и А. Гутхейля до стеклографа Музфонда СССР, издававшего для пропаганды советской музыки ноты тиражами от 50 до 500 экземпляров. Здесь есть партитура Девятой симфонии Шостаковича, написанная и изданная Музфондом в Победном 1945-ом году.
С 50-х по 80-е годы ХХ столетия у «Рузы» был свой «золотой век». В 90-е годы ДТК «Руза» переживал период упадка. «Музыкальный коммунизм» в варианте «Рузы» не представлял больше интереса. Резкое падение финансовых возможностей Музфонда, направляемых некогда на содержание домов творчества, изменило всю инфраструктуру многосоставного «композиторского цеха».
К счастью, несмотря на все проблемы, катастрофой жизнь Дома творчества композиторов не закончилась. Сохранилась бесценная библиотека, мемориальные домики с роялями, прекрасный концертный зал, спортивная площадка, большая часть хозяйственных построек. Дом творчества композиторов продолжает жить.
Печатается с сокращениями по изданию: "Музыкальная жизнь" – Издательство «Композитор» – 2010,№11(1097)